Положение о виртуальной справочной службе
муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района»
- Общие положения
1.1. Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «О библиотечном деле», законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О регулировании отдельных вопросов библиотечного дела и обязательного экземпляра документов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Библиотечное обслуживание населения», руководящими принципами ИФЛА по цифровым справочно-информационным службам, руководящим принципам создания и функционирования виртуальных справочных служб.
1.2. Виртуальная справочная служба (ВСС) – онлайновая справочная служба, выполняющая разовые запросы удалённых пользователей, связанные с поиском информации.
1.3. ВСС является частью информационного сервиса муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая библиотека Советского района» (далее по тексту – Учреждения) и реализует задачу максимального удовлетворения информационных потребностей удалённых пользователей.
1.4. Деятельность ВСС основывается на следующих принципах:
общедоступность для всех пользователей;
оперативность выполнения запросов;
информирование пользователей при отсутствии требуемой информации;
конфиденциальность информации о пользователях;
лаконичность и корректность взаимного общения.
1.5. При выполнении запросов используется справочно-поисковый аппарат, традиционный и электронный, ресурсы Интернета.
- Категории пользователей
Обслуживаются все пользователи, обратившиеся в службу, независимо от их возраста, уровня образования и места проживания, а также не зависимо от того, являются ли они пользователями Учреждения или нет.
III. Организация работы службы
3.1. Организация и порядок работы ВСС осуществляется в соответствии с настоящим Положением.
3.2. Запросы принимаются в обработку в течение рабочего времени Учреждения и выполняются в порядке их получения. Запросы, поступившие в праздничные или выходные дни, обрабатываются в последующие за ними рабочие дни.
3.3. Виртуальную справку выполняют специалисты отдела обслуживания и отдела информационных технологий.
3.4. Координирует и управляет деятельностью ВСС заведующий отделом информационных технологий.
- Типы принимаемых запросов
4.1. Запросы о наличии конкретных изданий, хранящихся в фондах библиотек Учреждения.
4.2. Тематические запросы, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска, и которые могут быть выполнены на основе имеющихся в Учреждении справочно-библиографических ресурсов, а также ресурсов Интернета.
4.3. Фактографические запросы, выполнение которых не влечет за собой сложного библиографического поиска.
- Ограничения
5.1. Не выполняются:
сложные тематические библиографические запросы с предоставлением списка свыше 10 источников;
запросы, уточняющие библиографическое описание с целью оформления библиографических списков и сносок в контрольных, курсовых, дипломных работах и т.п.;
сложные фактографические запросы, выполнение которых требует сплошного просмотра большого количества источников.
Данные запросы принимаются к исполнению на платной основе при обращении в библиотеку.
5.2. Не принимаются запросы:
сформулированные некорректно, нечетко;
коммерческого характера;
связанные с предоставлением готовых рефератов, курсовых и дипломных работ;
связанные с переводом текстов и решением задач;
предоставление информации развлекательного характера (решение кроссвордов, участие в играх, викторинах и др.).
5.3. Не предоставляются сканированные тексты документов.
5.4. Единовременно при обращении в ВСС рассматривается только один вопрос.
- Виды предоставления информации
6.1. Ответ может быть предоставлен в виде библиографического списка литературы.
6.2. Ответ на запрос может быть представлен в виде ссылки на источник информации в Интернете для самостоятельного извлечения информации.
6.3. Текстовой ответ со ссылкой на источник информации.
6.4. Текстовый ответ об отсутствии информации.
VII. Сроки выполнения запросов
7.1. Запросы о наличии конкретных изданий в фондах Учреждения выполняются в течение следующего за запросом рабочего дня службы.
7.2. Тематические запросы, не влекущие за собой сложного библиографического поиска, выполняются в течение 3 рабочих дней службы.
7.3. Фактографические запросы выполняются в течение 1-3-х рабочих дней службы.